Бухгалтерская доверенность: классификация и способы заполнения

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Ведение бухгалтерского учёта – важная часть хозяйственной деятельности предприятия, позволяющая эффективно распоряжаться его ресурсами.

Несмотря на то, что каждое предприятие имеет в своём штате лицо, ведущее данный учёт, некоторые обязанности по обращению с финансовыми документами можно делегировать другим работникам фирмы. Для этого необходимо правильно составить бухгалтерскую доверенность.

Что такое бухгалтерская доверенность?

Бухгалтерская доверенность: классификация и способы заполнения

Доверенность, согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ, — это письменное полномочие, которое может быть выдано одним лицом другому для представительства перед третьим лицом.

Бухгалтерская доверенность может делегировать другому работнику предприятия полномочия по приёму товарно-материальных ценностей, приёму и подписанию документов.

В каких ситуациях может понадобиться составление данной доверенности?

Работник, обращающийся с финансами предприятия, несёт большую ответственность, поэтому к лицам, которые могут вести бухгалтерский учёт, предъявляются строгие требования согласно ст. 7 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»: в частности, они обязаны иметь высшее образование, опыт работы в бухгалтерской сфере не менее трёх лет и отсутствие судимостей, связанных с преступлениями в сфере экономики.

Однако в деятельности предприятия случаются ситуации, разрешение которых не требует глубоких знаний в сфере бухгалтерского учёта: например, необходимо забрать экземпляр финансовых документов фирмы у контрагента или получить доставленный товар для предприятия.

Это может совпасть с отпуском бухгалтера или его выходом на больничный, и если не совершить этих операций, работа предприятия может быть заторможена.

Руководитель предприятия обладает полномочиями по осуществлению этих операций (его подпись имеет силу на любых документах организации), но на практике директора обычно поручают это своим работникам. Именно в таких случаях составляется доверенность на бухгалтерские документы.

Советуем материал: Что делать, если страховая компания отказала в выплате по ОСАГО.

Классификации бухгалтерских доверенностей

Доверенность на совершение некоторых видов бухгалтерских операций может существовать в двух вариантах:

  • Быть составной частью внутреннего распорядительного документа предприятия, утверждённого его руководителем.
  • Существовать в виде отдельной доверенности в утверждённой форме (например, М-2).

Наиболее распространён второй вариант. По длительности и силе предоставления полномочий различается три вида доверенностей:

  • Генеральная – полномочия не имеют ограничений.
  • Специальная – поручения на ограниченный период времени.
  • Разовая – поручение на выполнение одной операции.

В зависимости от цели, задачи, на выполнение которой даётся доверенность, различаются следующие виды:

  • Доверенность на получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Имеет форму М-2.
  • Доверенность на операции с документами: подпись или забор у контрагента. Составляется в свободной форме с соблюдением ряда правил.

Составленная доверенность имеет силу при предъявлении её контрагентам как государственных служб, так и частных компаний.

Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ, при выдаче доверенности нескольким лицам одновременно каждый из них обладает равными полномочиями. Это удобнее, чем выписывание доверенности с правом передоверия, ведь в последнем случае её нужно заверять у нотариуса.

Интересная статья: Расторжение договора страхования КАСКО.

Доверенность на получение товарно-материальных ценностей

Бухгалтерская доверенность: классификация и способы заполнения

На практике работы предприятий нередко случаются ситуации, когда товарно-материальные ценности получает не руководитель, а его подчинённые.

Обычно это организуется для упрощения функционирования фирмы. Например, заказанные у стороннего поставщика материалы может получать не директор фирмы, а непосредственно начальник производственного участка.

Чтобы работник организации имел возможность получить ТМЦ, бухгалтер должен составить доверенность на его имя. Она имеет строгий стандарт, утверждённый постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 года № 71а. Этот стандарт – форма №М-2.

При его заполнении обязательно нужно указать следующие данные:

  • Наименование и ОКПО предприятия.
  • Дата составления и номер.
  • Срок, в течение которого действительна доверенность.
  • Паспортные данные работника, на которого она оформляется.
  • Наименование плательщика и потребителя, почтовый адрес, наименование банка и расчётный счёт в нём. Если плательщик и потребитель совпадают, во второй строке пишется «он же».
  • Наименование поставщика ТМЦ.
  • Документ-основание для получения ТМЦ (счёт-фактура, счёт на оплату и т.д.).
  • Перечень ТМЦ для получения.

ВАЖНО! Заполненная и выданная под расписку доверенность на получение ТМЦ действительна в течение не более 15 дней.

Доверенность на операции с финансовыми документами

В работе фирмы бывают ситуации, когда нужно забрать финансовые документы у контрагентов или поставить на них подпись, однако ни бухгалтер, ни руководитель не имеют возможности сделать это в данный момент.

Тогда это может сделать сотрудник, имеющий от руководителя доверенность на подпись бухгалтерских документов.

Как правильно составить такую бухгалтерскую доверенность?

Она не имеет строго регламентированной формы, как в случае с принятием ТМЦ, однако должна содержать ряд данных и нормы оформления:

  1. Вверху – слово «Доверенность» и номер документа, строчкой ниже — дата и город составления.
  2. В теле документа – реквизиты организации (наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес (юридический и фактический)).
  3. Должность лица, от имени которого пишется доверенность, и документ, на основании которого он действует (например, устав).
  4. Должность лица, которому передаётся доверенность. Его паспортные данные с регистрацией по месту жительства.
  5. Подробное описание полномочий (перечень документов и виды выполняемых с ними операций).
  6. Срок действия (при отсутствии этого пункта действительна 1 год).
  7. Информация о праве передоверенности.
  8. Подписи доверителя и лица, которому делегируют полномочия. Печать.

Таким образом, бухгалтер может делегировать ограниченный круг своих возможностей: получение ТМЦ или подпись финансовых документов (в том числе первичных), но не ведение бухгалтерского учёта в целом.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или оставьте заявку онлайн:

+7 (499) 350-80-69
(Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Политика конфиденциальности