Приобретая какой-либо товар, потребители рассчитывают получить вещь, не способную оказать на их самочувствие негативного влияния. Например, покупая в магазине продукты питания, человек уверен, что они свежие и не станут причиной отравления.
Однако на практике мы не всегда сталкиваемся с добросовестными продавцами, производителями или транспортными компаниями. Немногие покупатели знают, что имеют право на безопасность товара или услуги, закреплённое на законодательном уровне.
Право потребителей на безопасность товаров и услуг: что это?
Любой реализуемый товар обязан отвечать общепринятым нормам безопасности. Иными словами, покупателю должны продаваться вещи, не представляющие опасность для его жизни и здоровья, не наносящие вред его собственности и не портящие окружающую среду.
Право потребителя на безопасность зафиксировано в 7 статье Закона РФ № 2300-I от 7 февраля 1992 года. Оно касается не только продажи надёжных товаров, но и предоставления качественных услуг.
Данное право нашло отражение в санитарных, строительных, технических нормах, государственных стандартах и прочей нормативной документации. Надёжность товара должна быть обеспечена в пределах срока годности или периода его службы.
Вещи, представляющие какую-либо опасность для жизни или здоровья человека, а также способные нанести ущерб окружающей среде, без обязательной сертификации продавать запрещено.
Право на безопасность и защита прав потребителей
Закон РФ № 2300-I отстаивает интересы покупателей и заказчиков услуг, обязывая производителей, транспортные компании и продавцов предоставлять исключительно качественные товары и услуги.
Если клиент обнаружит изъяны у работы, которую был обязан выполнить подрядчик, он вправе требовать бесплатного исправления выявленных недостатков.
Если покупатель приобрёл в магазине утюг, который оказался неисправным, он вправе обратиться в магазин с жалобой и требовать:
- соразмерного уменьшения стоимости вещи;
- бесплатного ремонта утюга;
- возвращения денег, оплаченных за некачественный товар;
- замены техники на аналогичную или иную модель с доплатой или возвращением части денег.
Чтобы товар считался надёжным, он должен соответствовать перечисленным ниже критериям:
- иметь срок годности или период службы (стоит отметить, что даже при его отсутствии фирма-производитель и магазин несут ответственность за продажу вещи ненадлежащего качества, представляющей опасность для человека и внешнего мира);
- соответствовать техническим стандартам и санитарно-гигиеническим нормам;
- иметь документальное подтверждение безопасности.
Покупатель имеет право использовать приобретённую вещь по прямому назначению, тщательно соблюдая правила эксплуатации и рекомендации фирмы-производителя.
Если у товара есть какие-либо изъяны, продавец должен оповестить об этом потребителя. Клиенты имеют законное право получения полной информации о вещи (её характеристиках, состоянии и производителе).
Какие виды существуют?
Выделяют несколько разновидностей форм безопасности, на которые способны рассчитывать потребители (они зависят от вида товара, его химического состава, характеристик и свойств):
- биологическую;
- механическую;
- химическую;
- электрическую;
- физиологическую;
- пожарную;
- акустическую;
- радиоактивную;
- вибрационную.
Например, чистящие средства, косметика, парфюмерия, краски и бытовая химия обязательно должны соответствовать нормам химической безопасности. Для этого компания-производитель в процессе изготовления товара обязана соблюдать санитарно-гигиенические, инженерно-технические и технологические нормы.
При покупке фена пользователь должен быть уверен, что техника во время работы не ударит его током. Речь идёт об электрической безопасности.
Транспортные средства должны соответствовать механической, акустической и вибрационной формам надёжности, чтобы не представлять опасность при передвижении по дороге.
Некоторые строительные материалы и химические вещества имеют высокий риск случайного возгорания, поэтому должны соответствовать нормам пожарной безопасности (например, содержать на своей упаковке условия эксплуатации и степень опасности).
Как отстоять свои интересы?
Сколько теряешь при сдаче ЖД билета — https://uristboss.ru/prava-potrebitelya/skolko-teryaesh-pri-sdache-zhd-bileta/.
Что нельзя провозить в самолете в багаже — https://uristboss.ru/prava-potrebitelya/chto-nelzya-provozit-v-samolete-v-bagazhe/.
Седьмая статья Закона обеспечивает возможность снятия с продажи или производства товара, имеющего несоответствующее качество. Если вся партия представляет опасность для человека или окружающей среды, допустим отзыв товара от пользователей.
В этом случае все затраты ложатся на компанию-изготовителя. Она же обязуется возместить нанесённый гражданам ущерб.
В случае отказа второй стороны сделки следует обратиться с аналогичной претензией или жалобой в Роспотребнадзор. Данный орган ответственен за осуществление проверок и контроль качества продаваемых товаров.
В случае обнаружения нарушения магазин и/или фирма-изготовитель будут привлечены к ответственности и обязаны исправить выявленные недостатки.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или оставьте заявку онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)
Это быстро и бесплатно !