Каждый человек совершает покупки в магазинах, ездит на общественном транспорте или такси, отдаёт обувь в ремонт, заказывает те или иные услуги.
Если вы недовольны качеством выполненной работы или купленной вещи, отстоять свои права, нарушенные второй стороной сделки, законным путём можно с помощью соответствующего иска.
В каких случаях потребителю стоит обращаться в суд?
Продавец обязан предоставить покупателю качественный товар или перед покупкой уведомить клиента о наличии у него изъянов. Если в процессе реализации потребитель обнаружит у предмета какие-либо недостатки, он имеет право обратиться к продавцу с требованием о возмещении вреда.
Согласно 18 статье Закона № 2300-I от 7 февраля 1992 года, в такой ситуации покупатель может запросить:
- возвращения ранее оплаченных за бракованный товар денег;
- обмена некачественной вещи на аналогичную или похожую, но соответствующего качества;
- соразмерного уменьшения стоимости предмета;
- незамедлительного осуществления ремонта товара за счёт продавца.
Свои требования и обоснование позиции гражданин должен изложить в соответствующей письменной претензии (жалобе), оформленной на имя продавца и направленной ему в предусмотренные законом сроки.
Если продавец или исполнитель работы не удовлетворил обоснованные требования гражданина, чьи интересы были нарушены, или не предоставил письменного ответа на жалобу, необходимо составить исковое заявление в суд для защиты прав потребителя.
Куда подаётся иск?
Потребители довольно часто сталкиваются с несоблюдением их законных прав. Речь может идти не только о приобретении бракованных товаров или получении некачественного результата работы, но и о предоставлении неполной информации о вещи либо услуге.
Лицо, столкнувшееся с нарушением своих прав, первоначально должно попытаться разрешить спор в досудебном порядке и лишь после этого обращаться в суд.
Подсудность иска зависит от заявленных лицом требований и суммы денежного возмещения, необходимого к взысканию:
- при цене иска до 50 тыс. рублей документы подаются мировому судье;
- если сумма больше указанной, бумаги направляются в районный суд.
В некоторых случаях данный срок больше. Например, если гражданин желает заменить некачественный товар, но нужной модели нет в наличии, продавец вправе предоставить замену в течение календарного месяца. Ремонт бракованной вещи осуществляется в сроки, указанные в соглашении сторон, однако они не должны превышать 45 дней.
В перечисленных выше случаях иск возможно будет подать в суд при нарушении ответчиком указанных сроков или получении от него отказа в удовлетворении требований заявителя.
Порядок составления искового заявления о защите прав потребителя
Гражданин, чьи права были нарушены, вправе требовать от ответчика выплаты денежного возмещения, включающего в себя не только стоимость товара или услуги, но и компенсацию за нанесённый ему моральный вред.
Российское законодательство не содержит чётких требований, касающихся минимальной и максимальной суммы, запрашиваемой при взыскании морального ущерба, поэтому заявитель вправе указать любую сумму.
Типовое исковое заявление о защите прав потребителей, образец которого представлен на сайте для ознакомления, содержит указанные ниже данные:
- наименование судебной инстанции;
- ФИО и место нахождения ответчика и истца;
- суть нарушения;
- обстоятельства, на которых истец основывает выдвигаемые им требования;
- перечень нарушений со ссылками на положения законодательства РФ или пункты договора, заключённого сторонами сделки;
- доказательства позиции истца;
- цену иска;
- предъявляемые заявителем требования (например, о выплате компенсации, включающей в себя нанесённый лицу материальный и моральный ущерб);
- список документов, приобщаемых к иску;
- дату составления обращения;
- подпись потерпевшего лица.
Заявитель освобождается от оплаты госпошлины за подачу иска, если сумма заявленных требований не превышает 1 млн. рублей.
Какие документы прилагаются к иску?
Претензия на гарантийный ремонт автомобиля — https://uristboss.ru/documenty/pretenziya-na-garantiyniy-remont/.
Претензия на некачественное оказание услуг — https://uristboss.ru/documenty/pretenziyz-na-nekachestvennoe-okazanie-uslug/.
Подачей иска в суд занимается сам потребитель, чьи права были нарушены, или его законный представитель, если он имеет на руках паспорт и нотариально заверенную доверенность.
Чтобы иск был рассмотрен по существу, он должен быть дополнен определёнными документами:
- претензией, направляемой потребителем продавцу или исполнителю услуги;
- ответом на данное обращение (если он был предоставлен заявителю);
- расчётом взыскиваемой суммы;
- бумагами, подтверждающими невыполнение ответчиком определённых обязательств;
- документами на товар или услугу (договором, гарантийным талоном, квитанцией об оплате и т. д.);
- другими доказательствами нарушения интересов потребителя.
Иск и дополняющие его документы должны быть предоставлены в суд как минимум в трёх экземплярах (по одному для каждой стороны спора – истца, ответчика и судьи).
Обращение в судебную инстанцию регистрируется в канцелярии (на комплекте документации заявителя указывается дата приёма бумаг). При необходимости иск может быть отправлен в суд по почте.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или оставьте заявку онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)
Это быстро и бесплатно !
Был случай, когда пришлось обращаться в суд с исковым заявлением на некачественный товар и отказ продавца в возврате денег. Суд я выиграла и получила еще за ущерб. Обычно я стараюсь решить такие ситуации напрямую с продавцом, не прибегаю к услугам суда, просто судиться это занимает очень много времени. Но сейчас даже если и не правы, редко кто соглашается решать проблему мирным путем.